Подготовка к олимпиаде

Задания для 5 класса по фонетике

Вспомните! Что изучает фонетика? Чем отличаются гласные и согласные звуки? Сколько гласных звуков? А букв? Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Что такое оглушение? Озвончение? Приведите примеры.

Задание 1. Укажите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
1)медлить, няня, яхта, мюсли, маёвка;
2)ночует, воробьёв, нельзя, мясо, ледяной

Задание 2. В каких словах количество звуков и букв не совпадает?
1)Пирожное, якорь, считать, листья, густой, аллея
__________________________________________________________________
2)поздний, посеять, деревья, разжать, юноша.
______________________________________________________________

Задание 3. В каких словах происходит оглушение?
Жара, сказка, флаг, визг, мышь, поход.

Задание 4. Определите, есть ли одинаковые звуки в русских словах брюки и юбка.
__________________________________________________________________

Задание 5. Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово у вас получилось?_________________________________________________

Задание 6. Расставьте ударения в следующих словах, укажите вариативные случаи.
Красивее, средства, договор, по средам, жалюзи, наголо, обеспечение, мастерски, йогурт, банты, торты, кухонный, включищь.

Есть в русском языке слова, которые совпадают в произношении, но пишутся по-разному. Они называются омофонами. (Дремлет старая сосна и скрипит со сна.)
  Неожиданное сближение омофонов, о котором говорящие даже не подозревают, лежит в основе каламбура. Каламбур – это игра слов, шутка, основанная на одинаково звучащих, но разных по смыслу слов.
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки;
Я бегу к строке от строчки;
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.   (Д. Минаев)

1.Найдите омофоны в предложениях, объясните их правописание:
Она отворила дверь. Мать отварила грибы.
Острова не было видно. Без острого словца скучно жить.
В колесе сломалась спица. Сегодня ей  что-то не спится.

2.Лёня плохо пишет диктанты. Учитель посоветовал ему тренироваться дома. Однажды под диктовку сестры Лёня написал  следующие предложения. Помогите ему найти ошибки и восстановите текст диктанта.

Наполеон сеял рожь. Мешки сложили в кучу навоз. Вокруг нашей деревни лиса. У неё в глазах груздь. Моя сестра не из Нежила и любит братца за любую работу. Выходной переносица на субботу. Он оставался дома с утками.

Что такое шарада? Это загадка,  отгадка состоит из нескольких частей, которые надо разгадать и сложить в слово.
1)Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь  и там найдите
То, что не раз едали вы.  (        )

2)Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И. разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (             )

3)Мой первый слог – местоимение,
Второй же – времяисчисление,
Я третий слог из азбуки несу,
А целое сорвёте вы в лесу.

Установите, сколько глухих согласных звуков в закодированной пословице.
1+2+3+4+2+5+6+2+7+1+3+8+9
10+11+2+4+2+3+2+1+3+8+1
Ключ: 1) 4+2+5+6 – остаток срубленного дерева;
           2) 1+7+3 – стрельбище;
           3) 4+8+9 – старая русская мера веса;

           4) 10+2+11 – количество вещества, определяемое мерой массы. 

ЗАДАЧИ
 «Русский медвежонок»
                                               

1. Сколько букв в русском алфавите?

(А)  26;  (Б)  30;  (В)  32;  (Г)  33;  (Д)  43.

2. Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосёт, чешет, чихает?

) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

3. Из слова ворот выбрать три подряд идущих буквы так, чтобы получилось существительное русского языка, можно двумя разными способами: ВОРот и воРОТ. А сколькими разными способами можно так выбрать три подряд идущих буквы из слова колобок?

(А)  0;  (Б)  1;  (В)  2;  (Г)  3;  (Д)  4.

4. Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель?

) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

5. Какие из приведённых слов являются однокоренными со словом вода:
1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный?

(А)  2, 4, 5;  (Б)  3, 4;  (В)  1, 4; (Г)  2, 4;  (Д) все.

6. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна.

(А) 1, 2;   (Б) 1, 3;   (В) 1, 2, 3;   (Г) 2, 3;   (Д) 1, 2, 3, 4.

7. Какие из перечисленных названий животных используются для обозначения большого и неуклюжего человека: баран, корова, медведь, слон?

(А) все; (Б) баран, корова, медведь; (В) баран, корова, слон; (Г) баран, медведь, слон;
(Д) корова, медведь, слон.

8. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неисполь­зованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?

(А)  сок + борода; (Б)  совок + орда; (В)  сова + город; (Г)  дрова + коса; (Д) воск + колода.

9. Можно сказать, что слово полочка образовано от слова полка и может иметь значение «маленькая полка» или «полка маленького размера». Возьмём слова бухта, водка, кофта, минута, поляна и образуем от них слова бухточка, водочка, кофточка, минуточка, поляночка. Сколько из этих слов могут означать соответствующий предмет маленького размера?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

10. Как называется короткая смешная история?

(А) анегдот; (Б) анекдот; (В) анигдот; (Г) аникдот; (Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.

 11. Вспомните родственные слова и скажите, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли квадригой.


(А) из трёх;  (Б) из четырёх;  (В) из пяти;  (Г) из шести;  (Д) из семи.

12. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик: ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

13. В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя. Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий?

(А)  iюнь, синiй;  (Б) июнь, синiй;   (В) iюнь, синий;   (Г) iюнь, сiнiй;   (Д) iюнь, сiний.

14. В скольких существительных из данного списка произойдут изменения в склонении,  если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, трусы, полы, кружки?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

15. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая:
грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

16. Посмотрите на список слов: м...тель, кр...хтеть, за...ц, м...теж. В скольких из них пропущена буква  я (а не  е)?

(А)  0;  (Б)  1;  (В)  2;  (Г)  3;  (Д)  4.

17. В одной детской книжке описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки. Вот пример правильной фразы на этом языке: «Шара-вчеца шаяца шанаца шажин-уца шасъелца шашу-каца шаица шапил-выца шаю-чаца». Переведите на этот язык слово залив.

(А) шазаливца; (Б) шаив-залца;  (В) шалив-заца; (Г) шаза-ливца;
(Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.

18. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.


(А) ножницы; (Б) игла; (В) молоток; (Г) метла; (Д) пила.

19. Найдите синоним устойчивого словосочетания попасть впросак.

(А)  сесть в калошу; (Б)  отбиться от рук; (В)  заблудиться в трех соснах; (Г) повесить нос; (Д)  уйти в свою скорлупу.

20. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?

(А) шведка; (Б) болгарка; (В) итальянка; (Г) японка; (Д) корейка.

 21. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?


(А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д) японка.


22. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительное, и как глагол: шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил?

(А) 2;   (Б) 3;   (В) 4;   (Г) 5;  (Д) 6.

23. В скольких словах из данного списка букву е можно читать и как е, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел?

(А)  1;  (Б)  2;  (В)  3;  (Г)  4;  (Д)  5.

24. Образуйте форму 1 лица единственного числа от глагола убедить.

(А) убедю;  (Б) убежду;  (В) убежу;  (Г) убеждаю;  (Д)  форма не образуется.

25. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова лён, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится?

(А) 5;  (Б) 4;  (В) 3;  (Г) 2;  (Д) 1.

26. Сколько существительных женского рода представлено в списке: туфли, ботинки, овощи, тюль, вуаль, рояль?

(А) 0;  (Б) 1;  (В) 2;  (Г) 3;  (Д) 4.

27. Вспомните старинное название одной из русских букв и скажите, каков буквальный смысл выражения ходить фертом.

(А) ходить, сгорбившись;   (Б) ходить, уперев руки в бока; (В) ходить с гордо поднятой головой;  (Г) ходить вразвалку; (Д) ученые до сих пор об этом спорят.

28. Сколько из перечисленных слов обозначают домашнее животное: верблюд, корова, крокодил, крыса, собака?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

29. Сколькими способами можно в ряду букв ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза?

(А) 2;  (Б) 3;  (В) 4;  (Г) 5;  (Д) 6.

30. Постарайтесь понять, по какому принципу составлена «смысловая пропорция»
силён : слабее = мягок : X = твёрд : Y = Z : глуше,
и ответьте, какие три слова зашифрованы буквами X, Y и Z:

(А) мягчее, твёрже, глух; (Б) твёрже, мягче, звóнок; (В) твердее, мягче, ярче;
(Г) мягче, твёрже, звонче; (Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не верен.

Задания для 8 класса

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап


№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:
В свете есть иное диво
Море вздуется бурливо
Закипит подымет вой
Хлынет на берег пустой
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя
Тридцать три богатыря.
А.С. Пушкин.

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):
Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий.Объясните своё решение.

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

2 этап      


№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога илирука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.
Два дерева ходят друг к другу.
Два дерева. Напротив дом мой.
Деревья старые. Дом старый.
Я молода, а то б, пожалуй,
Чужих деревьев не жалела.
М. Цветаева.

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
С. Орлов.

№7.  Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?
Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

3 этап

         
№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

 №2. Расставьте ударение в словах: ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

№3.   Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом!, лбом.    

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения? Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

№5.  Замените русскими синонимами иноязычные слова: вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:
1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

№8.  Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений: 1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

4 этап

         
№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

 №2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук? Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 - есть окончание, 2 - нет окончания:  какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи. Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят: птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

№5.  Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы: …гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

 №6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ. Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

 №9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений: 1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.



Комментариев нет:

Отправить комментарий