Задания для 5 класса по фонетике
ЗАДАЧИ
Вспомните! Что изучает фонетика? Чем
отличаются гласные и согласные звуки? Сколько гласных звуков? А букв? Когда
буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Что такое оглушение? Озвончение?
Приведите примеры.
Задание 1. Укажите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я
обозначают два звука:
1)медлить,
няня, яхта, мюсли, маёвка;
2)ночует,
воробьёв, нельзя, мясо, ледяной
Задание
2. В каких словах количество звуков и букв не совпадает?
1)Пирожное,
якорь, считать, листья, густой, аллея
__________________________________________________________________
2)поздний,
посеять, деревья, разжать, юноша.
______________________________________________________________
Задание
3.
В
каких словах происходит оглушение?
Жара,
сказка, флаг, визг, мышь, поход.
Задание
4. Определите, есть ли одинаковые звуки в русских словах брюки и юбка.
__________________________________________________________________
Задание 5. Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр.
Какое слово у вас получилось?_________________________________________________
Задание 6. Расставьте ударения в следующих словах, укажите вариативные случаи.
Красивее, средства, договор, по средам, жалюзи, наголо, обеспечение,
мастерски, йогурт, банты, торты, кухонный, включищь.
Есть в русском языке слова, которые
совпадают в произношении, но пишутся по-разному. Они называются омофонами. (Дремлет старая сосна и скрипит со сна.)
Неожиданное сближение омофонов, о котором говорящие даже не подозревают,
лежит в основе каламбура. Каламбур –
это игра слов, шутка, основанная на одинаково звучащих, но разных по смыслу
слов.
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки;
Я бегу к строке от строчки;
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром. (Д. Минаев)
1.Найдите омофоны в предложениях, объясните их
правописание:
Она
отворила дверь. Мать отварила грибы.
Острова
не было видно. Без острого словца скучно жить.
В
колесе сломалась спица. Сегодня ей
что-то не спится.
2.Лёня
плохо пишет диктанты. Учитель посоветовал ему тренироваться дома. Однажды под
диктовку сестры Лёня написал следующие
предложения. Помогите ему найти ошибки и восстановите текст диктанта.
Наполеон
сеял рожь. Мешки сложили в кучу навоз. Вокруг нашей деревни лиса. У неё в
глазах груздь. Моя сестра не из Нежила и любит братца за любую работу. Выходной
переносица на субботу. Он оставался дома с утками.
Что
такое шарада? Это загадка, отгадка состоит из нескольких частей, которые
надо разгадать и сложить в слово.
1)Из
писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй
– с бараньей головы.
Откройте
печь и там найдите
То,
что не раз едали вы. ( )
2)Нота
– мой первый слог,
Поставь
с ней рядом предлог
И.
разгадав загадку до конца,
Получишь
выражение лица. ( )
3)Мой
первый слог – местоимение,
Второй
же – времяисчисление,
Я
третий слог из азбуки несу,
А
целое сорвёте вы в лесу.
Установите, сколько глухих согласных звуков в
закодированной пословице.
1+2+3+4+2+5+6+2+7+1+3+8+9
10+11+2+4+2+3+2+1+3+8+1
Ключ: 1) 4+2+5+6 – остаток срубленного дерева;
2) 1+7+3 –
стрельбище;
3) 4+8+9 – старая
русская мера веса;
4) 10+2+11 –
количество вещества, определяемое мерой массы.
«Русский медвежонок»
1. Сколько букв в русском алфавите?
(А) 26; (Б) 30;
(В) 32; (Г)
33; (Д) 43.
2. Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосёт, чешет, чихает?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.
3. Из слова ворот
выбрать три подряд идущих буквы так, чтобы получилось существительное русского
языка, можно двумя разными способами: ВОРот и воРОТ. А сколькими разными
способами можно так выбрать три подряд идущих буквы из слова колобок?
(А) 0; (Б)
1; (В) 2;
(Г) 3; (Д) 4.
4. Сколько из перечисленных слов являются названиями
профессий: читатель, учитель,
самоучитель, строитель, писатель?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.
5. Какие из приведённых слов являются
однокоренными со словом вода:
1) водить,
2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный?
(А) 2, 4,
5; (Б)
3, 4; (В) 1, 4; (Г)
2, 4; (Д) все.
6. Отметьте из приведенных ниже
слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2) отравить, 3)
отвар, 4) отчизна.
(А) 1, 2; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 3; (Г) 2, 3;
(Д) 1, 2, 3, 4.
7. Какие из перечисленных названий животных используются для обозначения
большого и неуклюжего человека: баран,
корова, медведь, слон?
(А) все; (Б) баран, корова, медведь; (В) баран, корова, слон; (Г)
баран, медведь, слон;
(Д) корова, медведь, слон.
8. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова
так, что неиспользованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?
(А) сок +
борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода.
9. Можно сказать, что слово полочка образовано от слова
полка и может иметь значение «маленькая полка» или «полка
маленького размера». Возьмём слова бухта,
водка, кофта, минута, поляна и образуем от них слова бухточка, водочка, кофточка, минуточка, поляночка. Сколько из этих
слов могут означать соответствующий предмет маленького размера?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
10. Как называется короткая смешная история?
(А) анегдот; (Б) анекдот; (В) анигдот; (Г) аникдот; (Д)
среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.
11. Вспомните родственные слова и скажите, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли квадригой.
(А) из трёх;
(Б) из четырёх; (В) из пяти; (Г) из шести;
(Д) из семи.
12. Сколько в данном
списке слов с суффиксом -чик: ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик?
(А) 1; (Б)
2; (В) 3;
(Г) 4; (Д) 5.
13. В старой орфографиии (до
1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и
и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя.
Как записывались в старой орфографии слова июнь,
синий?
(А) iюнь,
синiй; (Б) июнь, синiй; (В) iюнь, синий; (Г) iюнь, сiнiй; (Д) iюнь, сiний.
14. В скольких существительных
из данного списка произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на
второй: белки, замки, трусы, полы, кружки?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
15. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая:
грязнуля, зануда,
плакса, тупица,
красавица?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
16. Посмотрите на список слов: м...тель, кр...хтеть, за...ц, м...теж. В
скольких из них пропущена буква я
(а не е)?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
17. В одной детской книжке
описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки.
Вот пример правильной фразы на этом языке: «Шара-вчеца шаяца шанаца шажин-уца
шасъелца шашу-каца шаица шапил-выца шаю-чаца». Переведите на этот язык слово залив.
(А) шазаливца; (Б) шаив-залца; (В) шалив-заца; (Г) шаза-ливца;
(Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.
18. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и
найдите подходящую отгадку.
(А) ножницы; (Б) игла; (В) молоток; (Г) метла; (Д)
пила.
19. Найдите синоним устойчивого словосочетания попасть впросак.
(А) сесть в
калошу; (Б) отбиться от рук; (В) заблудиться в трех соснах; (Г) повесить нос; (Д) уйти в свою скорлупу.
20. Какое из пяти перечисленных
слов по смыслу лишнее?
(А) шведка; (Б) болгарка; (В) итальянка; (Г) японка;
(Д) корейка.
21. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д)
японка.
22. Сколько слов из данного списка можно понять и
как существительное, и как глагол: шила,
мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4;
(Г) 5; (Д) 6.
23. В скольких словах из данного
списка букву е можно читать и как е, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
24. Образуйте форму 1 лица единственного числа
от глагола убедить.
(А) убедю;
(Б) убежду; (В) убежу; (Г) убеждаю;
(Д) форма не образуется.
25. Попробуем читать звуки, из которых состоят
слова лён, сад, луг, люк, альт, в
обратном порядке. Сколько новых слов получится?
(А) 5; (Б)
4; (В) 3; (Г) 2;
(Д) 1.
26. Сколько существительных женского рода
представлено в списке: туфли, ботинки,
овощи, тюль, вуаль, рояль?
(А) 0; (Б)
1; (В) 2; (Г) 3;
(Д) 4.
27. Вспомните старинное название одной из
русских букв и скажите, каков буквальный смысл выражения ходить фертом.
(А) ходить, сгорбившись; (Б) ходить, уперев руки в бока; (В) ходить с
гордо поднятой головой; (Г) ходить
вразвалку; (Д) ученые до сих пор об этом спорят.
28. Сколько из перечисленных слов обозначают домашнее животное: верблюд, корова, крокодил, крыса, собака?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.
29. Сколькими способами можно в ряду букв
ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания),
чтобы получилась фраза?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4;
(Г) 5; (Д) 6.
30. Постарайтесь понять, по какому принципу
составлена «смысловая пропорция»
силён : слабее
= мягок : X = твёрд : Y = Z : глуше,
и ответьте, какие три слова зашифрованы буквами X, Y и Z:
(А) мягчее, твёрже, глух; (Б) твёрже, мягче, звóнок;
(В) твердее, мягче, ярче;
(Г) мягче, твёрже, звонче; (Д) ни один из вариантов
(А)–(Г) не верен.
Задания для 8 класса
Задания для 8 класса
ОЛИМПИАДА
РУССКИЙ ЯЗЫК
8 КЛАСС
1 этап
№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.
№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:
В свете есть иное диво
Море вздуется бурливо
Закипит подымет вой
Хлынет на берег пустой
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя
Тридцать три богатыря.
А.С. Пушкин.
№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.
№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):
Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий.Объясните своё решение.
№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?
№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…
2 этап
№1. Что общего между словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.
№2. Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный. С какой буквой связано произношение этих слов?
№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.
№4. Приведите примеры устойчивых выражений (не менее 3), содержащих слова нога илирука. Раскройте их значение и употребите в предложении.
№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.
Два дерева ходят друг к другу.
Два дерева. Напротив дом мой.
Деревья старые. Дом старый.
Я молода, а то б, пожалуй,
Чужих деревьев не жалела.
М. Цветаева.
№6. Что объединяет выделенные слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
С. Орлов.
№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?
Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.
3 этап
№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?
№2. Расставьте ударение в словах: ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.
№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом является окончанием:ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом!, лбом.
№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения? Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.
№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова: вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.
№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.
№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:
1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.
№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.
№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений: 1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.
4 этап
№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?
№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук? Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.
№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 - есть окончание, 2 - нет окончания: какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи. Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки).
№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят: птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.
№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы: …гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.
№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ. Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.
№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.
№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ. Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?
№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений: 1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.
Комментариев нет:
Отправить комментарий